СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ
| Главная | Паспорт | Документы | Администрация | Сотрудники школы | Методика | Педсоветы | Публикации | Учитель года | Начальная школа | История школы | Наша газета | Средняя Ахтуба | Сайты учителей | Сайты учеников | Карта сайта | Выпускники | Фотогалерея | Спорт | Чат | Гостевая книга |
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №3 им.М.Горького" Среднеахтубинского района Волгоградской области

Обобщение педагогического опыта.


  

Учитель МОУ «Среднеахтубинская СОШ №3 им. М. Горького» Коннова Ольга Николаевна.        

         Жизнь вокруг нас так кардинально и так быстро меняется – как на уровне общества, так и на уровне каждого человека. Эти изменения не могли не затронуть и школьную жизнь, в которой центральной место занимал и занимает урок.

            Что же мы, учителя, делаем на уроке? Учим! Но разве задача только в успешном перекладывании пресловутых знаний, умений, навыков из рук учителя в руки учеников? В течение ряда лет я задаю себе эти вопросы, как учителю химии: Чему учить? Как учить? Кого учить?

            Итак, вопрос первый: Чему учить? Еще восемь лет назад Владимир Владимирович Путин в рамках визита в Самарскую область зашел в класс сельской школы, увидел на парте учебник биологии, открыл наугад страницу, прочел задание: «Укажите десять отличий нервной системы дождевого червя от нервной системы ланцетника». Ни президент, ни сопровождавшие его министр образования, губернатор, начальник областного комитета образования – никто не смог ответить на вопрос, жестко требуемый с каждого российского семиклассника!

            Так тому ли, что требуется самой жизнью, мы учим наших детей? Я считаю, что мне, как учителю, необходимо не просто дать определенные знания по курсу химии и поставить ту или иную оценку в журнал. Ведь не секрет, что по оконча-нию школы химические законы, как правило, забываются, а невостребованные знания утрачиваются. Куда важнее сформировать понимание химической стороны явления окружающего мира, роли этих явлений в жизни человеческого общества, в жизни каждого человека, а также своевременно обучить детей умению применять приобретенные знания на практике. По-моему, пусть лучше мой ученик на многие годы запомнит, что нельзя смешивать аммиачную селитру с гашеной известью, чем то, как долго и нудно он заучивал формулировку химического закона.

            А что же законы, формулы и другие химические премудрости? Они тоже не-обходимы, но в первую очередь и в несравненно большем объеме тем, кто в соответствии с личными способностями и предпочтениями осознано подходит к выбору будущей профессии – инженера-химика, технолога, врача, фармацевта, эколога. Именно поэтому в нашей школе открыты классы профильного обучения химии и биологии. В наше время выбор будущей профессии надо делать за 2-3 года до окончания школы, а не в течение месяца после выпускного бала! Вопрос второй: Как учить? Добиться усвоения знаний учащимися можно, как известно, разными способами: многократными повторениями, закреплением изученного или вовлечением учащихся в совместное исследование для самостоятельного решения химических проблем и задач. Считаю второй способ более эффективным: он не оставляет равнодушных, безучастных в классе, а все исследованное, изученное осознается ясно и хорошо запоминается. Надо только правильно, хорошо продумав, поставить очередную проблему для решения. А проблем, в том числе и в химии, хватает… А чтобы разрешить проблему нужны знания и информация. Поэтому одинаково важно вовремя научить ребенка и работать с литературой, и отыскивать нужные данные в Интернете. «Как мало читают наши дети художественную литературу!» - сетуют иные родители. А ведь книги полузабытого Ж. Верна – неисчерпаемый кладезь знаний по химии! Фрагменты его произведений я непременно включаю в свои уроки. Например, как на необитаемом острове получить огонь, изготовить стекло, сварить мыло – эти задачи я предлагаю решить детям на своих уроках. И закономерно встает третий вопрос: Кого учить? Всех или каждого в отдельности? Ведь один ученик заинтересуется только очередной игрой по химии, а другой, отыскивая все новые и новые сведения, оформит все исследования в учебный проект.

            Сейчас стало модно говорить о личностно-ориентированном подходе в педагогике. Но главное, чтобы не оставалось красивым лозунгом. Поэтому, постоянно определяя индивидуальные особенности характера, психологии своих учеников стараюсь найти к каждому свой подход, разглядеть искорку его таланта.

            Благодаря такой системе обучения мои ученики ежегодно занимают призовые места в районной олимпиаде по химии. В этом году победителями стали одиннадцатиклассница Михайлова Елена и ученик 10 профильного класса Махотин Виктор. С теплотой и гордостью вспоминаю своих выпускников, а теперь дипломированных специалистов-химиков: Сучкову Екатерину, Юрлова Александра, Кузьмину Татьяну, Гура Юлию, Утигалиеву Айжанну, Майстренко Валентину и других.

            На мой взгляд, каждый учитель хочет, чтобы его ученики были талантливыми, умели достигать в жизни благородной цели. Свое предназначение вижу в воспитании такого подрастающего поколения.

Третья четверть -самая трудная.Коннова Ольга Николаевна.2010 год.

В детстве мы все больше всего не любили третью четверть - самую трудную и нескончаемую. Она длится дольше трех других - почти два с половиной месяца. Да еще погода холодная, световой день короткий, уроков много, контрольные самые трудные... Начало третьей четверти осложняется помимо прочего и пост праздничным синдромом. Казалось бы, при чем тут явно не употребляющие алкоголь дети? Оказывается, для них затяжные праздники едва ли не опаснее, чем для их родителей. Непомерное количество съеденных в праздники конфет и цитрусовых вряд ли способствуют повышению иммунитета, но почти наверняка приводят к осложнению хронических заболеваний, которыми, увы, страдает немало школьников. Кроме того, в праздничные дни позволялось абсолютно все : валяться перед телевизором, спать по полдня, ложиться поздно, проводя полночи за общением в социальных сетях. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, сидеть на уроках и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинается бешеная гонка и куча заданий на дом. А потом … постоянная утомляемость, головная боль, сонливость, рассеянное внимание и извечный русский вопрос: «Что делать?». Не открою ничего нового, просто хочу предложить вам несколько дельных советов. 1. Режим отдыха и занятий должен быть постоянным. Уроки надо делать в одно и то же время. Исследования биоритмологов показали: у большинства детей подъем работоспособности во второй половине дня начинается с 15-16 часов. Именно в это время и нужно садиться за уроки. 2. Научите ребенка работать рационально. Важно, чтобы он не тратил много сил и времени на раскачку, не превращал приготовление уроков в бесконечную и нудную работу. Приготовление домашних заданий не должно занимать больше полутора часов во 2-м классе, двух - в 3-4-м классе, двух с половиной часов - в 5-6-м, трех - в 7-8-м. Старшеклассники не должны заниматься дома больше четырех часов в день. В связи с этим хотелось бы обратиться к коллегам-учителям: больше домашних заданий не значит лучше как для ученика, так и, в конечном счете, для учителя! 3. Не стоит откладывать на последний день написание домашнего сочинения или реферата, которые были заданы неделю назад, или заучивать наизусть большие тексты за один присест. Учебный материал запоминается лучше, если просмотреть его еще раз дома в тот же день, когда он был разобран в школе, не добиваясь полного заучивания. Вернувшись к нему на следующий день, закрепить его в памяти не составит большого труда. Растянутое во времени запоминание бывает гораздо эффективнее, чем многократные повторения в короткое время. 4. Хотелось бы особое внимание обратить на питание. Оно должно быть здоровым, полноценным и 4-5- разовым. К сожалению, многие дети перед школой не завтракают. А родители не могут, а подчас не считают нужным проконтролировать: съел ли ребенок на завтрак кашу или любимый салат, а не бутерброд всухомятку, а то и вовсе ушел не поев. Голодный ребенок устанет уже на втором уроке, а его будут далеки от учебы! 4. Выходной должен быть настоящий. Выходные дни, а тем более один день, если у ребенка шестидневная учебная неделя, должны быть настоящим отдыхом. Большинство школьников хронически недосыпает и мало двигается, поэтому в эти дни необходимо хорошо выспаться и подольше побыть на воздухе. А уроки лучше сделать накануне, в пятницу или субботу. Вообще в идеале, ребенок должен находиться на свежем воздухе около двух часов. Мозгу, который постоянно познает новое, необходим кислород. А кислород - это движение и воздух. Так проведите же выходной вместе с ребенком: сходите на каток, в лес, пусть он катается с горки, на лыжах. Главное, чтобы не пропало желание учиться, не исчезла уверенность в себе. Четверть точно закончиться в свое время, весна придет, когда, как сказал поэт: « Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. Снова в сердце ничем не умерить До ланит восходящую кровь, И душой подкупленной веришь, Что как мир бесконечна любовь!» Любите своих детей, любите своих учеников! Хвалите их почаще, даже если успехи пока еще не так уж велики. Помните, что доброе слово способно творить чудеса!

           

Вернуться назад

 

made by: Валерия Лукашова (c)
Сайт создан в системе uCoz