Тема урока:
Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского
дома.
Коллективная работа
«Приходите в избу».
Тип урока:
Комбинированный.
Цели:
1.Развивать творческую и
познавательную активность.
2.Формировать практические
умения работать в малом
коллективе (группе).
3.Продолжать формировать понятие
о единстве
пользы и красоты в интерьере
жилища и предметах
народного быта
4.Воспитывать любовь к Родине и
народной культуре.
Форма урока:
Игра.
Оборудование и
материалы:
1.Схемы – таблицы с изображением
элементов русской печи,
«красного угла».
2.Иллюстрации к русским народным
сказкам, былинам, загадкам.
3.Примеры интерьеров
крестьянского жилища
4.Художественные материалы.
Музыкальный ряд: Русские
народные песни.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Игра – филворд.
4.Постановка художественной
задачи по выполнению интерьера
русской избы.
5.Работа в малых группах над
деталями композиции.
6.Подведение итогов и защита
работы «Кто в избушке живёт?»
Ход урока.
1.Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
момент.
2.Актуализация. Ребята,
мы с вами к этому уроку
готовились несколько уроков
подряд. Давайте с вами вспомним,
что мы изучали на предыдущих
уроках?
Ученик. Мы
познакомились со знаками –
символами; познакомились с
избой, её конструкцией и
декором; пробовали использовать
полученные знания об орнаменте в
украшении модели прялки;
познакомились с символическим
значением полотенца, мотивами
орнамента на нём; узнали об
устройстве внутреннего
пространства крестьянского дома,
его символикой.
А сегодня мы с вами, опираясь
уже на изученные темы, займёмся
устройством внутреннего
пространства крестьянского дома.
Тема нашего урока «Интерьер и
внутреннее убранство
крестьянского дома». К концу
урока мы с вами должны будем
сделать коллективную работу
«Приходите в избу». Для этого вы
должны будете выполнить элементы
внутреннего убранства. Чтобы вам
легче было выполнить эту работу,
давайте вспомним тот урок, когда
мы знакомились с традиционным
русским жилищем – избой.
3. Игра - филворд. А в этом
нам поможет игра – филворд
«Внутреннее» убранство» Вы
должны найти отгадки - слова,
обозначающие элементы интерьера
и внутреннего убранства
крестьянского дома. Слова в
филвордах могут читаться вверх,
вниз, вправо и влево, но не
пересекаться.
Филворд вывешивается на доске.
Учитель сам отмечает отгаданные
слова.
Вопрос №1. Какой
предмет играл очень важную роль
в жизни русского человека.
Ответ
Прялка.
Вопрос №2. Из
ровных кирпичиков сложена ладно,
И рядышком с ней не бывает
прохладно.
Не курит, а в небо пускает
колечки
И любит сухие дрова и дощечки.
Ответ
Печка.
Вопрос №3. В
каких русских народных сказках
часто упоминается печка?
Ответ
«По
щучьему велению», «Колобок»,
«Гуси – лебеди»,
«Баба – яга» и др.
Вопрос №4. Как
называлось место напротив устья
печи?
Ответ
Угол напротив устья печи
назывался рабочим местом
хозяйки. Всё здесь было
приспособлено для приготовления
пищи.
Вопрос №5. Какие
орудия труда стояли возле печи?
Ответ
Кочерга, ухват, помело,
деревянная лопата.
Вопрос №6. А ещё,
какие предметы должны были
находиться рядом с печью?
Ответ
Рядом с печью обязательно висели
полотенце и рукомойник глиняный
кувшин с двумя сливными носиками
по сторонам. Под ним стояла
деревянная лохань для грязной
воды.
Вопрос №7.
Внимание! О чём идёт речь?
Был я копан
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил,
сделался стар,
протекать стал,
выбросили за окно
и собакам не надобен.
Ответ
Горшок
Вопрос №8. Рыба в
море
Хвост
на заборе.
Ответ
Ковш.
Вопрос №9. Где
располагалась не хитрая
крестьянская посуда?
Ответ
На полках вдоль стен.
Вопрос №10. Как
называлось и где находилось
почётное место в избе?
Ответ
Почётное место называлось
«красный угол» находилось по
диагонали от печи.
Вопрос №11. А что
ещё находилось в «красном углу»?
Ответ
В «красном углу» на специальной
полке стояли иконы и горела
лампада.
Вопрос №12. Какой
предмет мебели в избе считался
главным?
Ответ
Главным предметом мебели
считался стол.
Вопрос №13 Где он
стоял?
Ответ
Он стоял в «красном углу».
Вопрос №14. Что в
избе стояло вдоль стен?
Ответ
Лавки
Вопрос №15. А
знает, чем они отличаются от
скамьи?
Ответ
Лавки намертво прикреплялись к
стенам, а скамьи можно было
свободно переносить с места на
место.
Вопрос №16. А где
же крестьяне хранили одежду?
Ответ
Одежду крестьяне хранили в
сундуках. Чем больше был
достаток в семье, тем и сундуков
в избе было больше.
п |
р |
я |
л |
к |
а |
п |
е |
ч |
к |
К |
к |
у |
х |
в |
а |
т |
л |
о |
п |
а |
Р |
о |
п |
о |
м |
е |
л |
п |
р |
а |
т |
а |
ч |
л |
г |
с |
к |
о |
о |
у |
к |
а |
С |
е |
о |
о |
у |
у |
с |
л |
о |
о |
м |
Н |
р |
х |
р |
н |
д |
к |
л |
т |
е |
о |
Ы |
г |
а |
ш |
о |
к |
а |
а |
а |
н |
й |
Й |
а |
н |
ь |
я |
ь |
м |
в |
к |
ц |
н |
У |
к |
о |
в |
ш |
|
|
|
|
е |
и |
Г |
с |
т |
о |
л |
и |
к |
о |
н |
ы |
к |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
4.Постановка художественной
задачи.
Теперь ещё раз давайте посмотрим
на иллюстрации, которые мы
рассматривали на уроках в этом
учебном году. Используя их,
придумаем свою композицию
интерьера избы. И в этом нам
помогут главные художники.
Каждый из вас будет отдавать
свой элемент внутреннего
убранства главным художникам, а
они будут их вклеивать в наш
интерьер. На прошлом уроке мы с
вами определили размер каждого
элемента, поговорили о цвете,
знаках символах, главные
художники работали над
изображением интерьера. Дома вы
должны были вырезать силуэт
элемента. Сегодня вы будете
работать в группах. Пожалуйста,
выслушайте друг – друга,
посоветуйтесь. У кого будут
возникать вопросы, пожалуйста,
обращайтесь к главным
художникам.
5.Самостоятельная работа
учащихся
Индивидуальная (работа с
одним учеником).
Фронтальная (работа со всем
классом, когда есть общая
ошибка).
Работа над заранее выбранной
композицией. На заранее
подготовленном фоне делаем
монтаж коллективной работы
6.Подведение итогов урока.
В конце урока каждая
группа рассказывает, кто из
сказочных героев живёт в этой
избе.