ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
| Главная | Паспорт | Документы | Администрация | Сотрудники школы | Методика | Педсоветы | Публикации | Учитель года | Начальная школа | История школы | Наша газета | Средняя Ахтуба | Сайты учителей | Сайты учеников | Карта сайта | Выпускники | Фотогалерея | Спорт | Чат | Гостевая книга |
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №3 им.М.Горького" Среднеахтубинского района Волгоградской области

Тема урока:             Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Коллективная работа «Приходите в избу».

 

Ковалева Людмила Павловна, учитель изобразительного искусства , 1 категории

  

Тема урока:             Интерьер и внутреннее убранство крестьянского

дома.

Коллективная работа «Приходите в избу».

Тип урока:                 Комбинированный.

Цели:                          1.Развивать творческую и познавательную активность.

2.Формировать практические умения работать в малом коллективе (группе).

3.Продолжать формировать понятие о единстве

пользы и красоты в интерьере жилища и предметах

народного быта

4.Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Форма урока:           Игра.

Оборудование и

материалы:               1.Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».

2.Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

3.Примеры интерьеров крестьянского жилища

4.Художественные материалы.

Музыкальный ряд:  Русские народные песни.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация.

3.Игра – филворд.

4.Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы.

5.Работа в малых группах над деталями композиции.

6.Подведение итогов и защита работы «Кто в избушке живёт?»

Ход урока.

1.Организационный   Здравствуйте, ребята! Садитесь.

момент.

2.Актуализация.         Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик.                       Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома». К концу урока мы с вами должны будем сделать коллективную работу «Приходите в избу». Для этого вы должны будете выполнить элементы внутреннего убранства. Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

3. Игра - филворд.     А в этом нам поможет игра – филворд «Внутреннее» убранство» Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Филворд вывешивается на доске. Учитель сам отмечает отгаданные слова.

Вопрос №1.                Какой предмет играл очень важную роль в жизни русского человека.

Ответ                           Прялка.

Вопрос №2.                Из ровных кирпичиков сложена ладно,

                                    И рядышком с ней не бывает прохладно.

                                    Не курит, а в небо пускает колечки

                                    И любит сухие дрова и дощечки.

Ответ                           Печка.

Вопрос №3.                В каких русских народных сказках часто упоминается печка?   

 Ответ                           «По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди»,

«Баба – яга» и др.

Вопрос №4.                Как называлось место напротив устья печи?

Ответ                           Угол напротив устья печи назывался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Вопрос №5.                Какие орудия труда стояли возле печи?

Ответ                           Кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.

Вопрос №6.                А ещё, какие предметы должны были находиться рядом с печью?

Ответ                           Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

Вопрос №7.                Внимание! О чём идёт речь?

Был я копан

Был я топтан,

Был я на пожаре,

Был я на кружале,

Сто голов кормил,

сделался стар,

протекать стал,

выбросили за окно

и собакам не надобен.

Ответ                           Горшок

Вопрос №8.                Рыба в море

                                Хвост на заборе.

Ответ                           Ковш.

Вопрос №9.                Где располагалась не хитрая крестьянская посуда?

Ответ                           На полках вдоль стен.

Вопрос №10.              Как называлось и где находилось почётное место в избе?

Ответ                           Почётное место называлось «красный угол» находилось по диагонали от печи.

Вопрос №11.              А что ещё находилось в «красном углу»?

Ответ                           В «красном углу» на специальной полке стояли иконы и горела лампада.

Вопрос №12.              Какой предмет мебели в избе считался главным?

Ответ                           Главным предметом мебели считался стол.

Вопрос №13               Где он стоял?

Ответ                           Он стоял в «красном углу».

Вопрос №14.              Что в избе стояло вдоль стен?

Ответ                           Лавки

Вопрос №15.              А знает, чем они отличаются от скамьи?

Ответ                           Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Вопрос №16.              А где же крестьяне хранили одежду?

Ответ                           Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков в избе было больше.

 

п

р

я

л

к

а

п

е

ч

к

К

к

у

х

в

а

т

л

о

п

а

Р

о

п

о

м

е

л

п

р

а

т

а

ч

л

г

с

к

о

о

у

к

а

С

е

о

о

у

у

с

л

о

о

м

Н

р

х

р

н

д

к

л

т

е

о

Ы

г

а

ш

о

к

а

а

а

н

й

Й

а

н

ь

я

ь

м

в

к

ц

н

У

к

о

в

ш

 

 

 

 

е

и

Г

с

т

о

л

и

к

о

н

ы

к

О

                    л

 

 

 

 

 

 

4.Постановка художественной задачи. 

Теперь ещё раз давайте посмотрим на иллюстрации, которые мы рассматривали на уроках в этом учебном году. Используя их, придумаем свою композицию интерьера избы. И в этом нам помогут главные художники. Каждый из вас будет отдавать свой элемент внутреннего убранства главным художникам, а они будут их вклеивать в наш  интерьер. На прошлом уроке мы с вами определили размер каждого элемента, поговорили о цвете, знаках символах, главные художники работали над изображением интерьера. Дома вы должны были вырезать силуэт элемента. Сегодня вы будете работать в группах. Пожалуйста, выслушайте друг – друга, посоветуйтесь. У кого будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь к главным художникам.

5.Самостоятельная работа учащихся

    Индивидуальная (работа с одним учеником).

   Фронтальная (работа со всем классом, когда есть общая ошибка).

Работа над заранее выбранной композицией. На заранее подготовленном фоне делаем монтаж коллективной работы

6.Подведение итогов урока.  

           В конце урока каждая группа рассказывает, кто из сказочных героев живёт в этой избе.

       

 
made by: Валерия Лукашова (c)
Сайт создан в системе uCoz