Урок биологии « Роль в природе и практическое значение бактерий» рассчитано на учащихся, изучающих биологию по программе «Многообразие живых организмов» для 7-го класса, авт. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. | |
Гаврилова Ольга Владимировна , учитель биологии и химии, первой категории |
Цель: выяснить значение
прокариот и способствовать
развитию познавательного
интереса школьников к
предмету.
Оборудование:
-
портреты ученых,
карточки
-
таблетки стрептомицина,
поврежденные бумага и
листья растений,
уксусная и лимонная
кислоты, микроскоп,
корни бобовых.
Задачи урока;
1. Расширить знания о
царстве Прокариоты.
2. Показать роль прокариот в
природе, жизни человека, его
хозяйственной деятельности.
3. Продолжить формирование
умений сравнивать,
обосновывать принадлежность
бактерий к царству
Прокариот.
Колоссальную роль в биосфере играют бактерии, заселившие гидросферу, атмосферу и, в наибольшей степени, - литосферу. Быстрота их размножения и жизнедеятельность влияют на круговорот веществ в биосфере.
Ход
урока:
I. Учитель
ставит вопрос:
– Попробуйте
представить такую
картину: наша
планета Земля
осталась на целую
неделю без бактерий.
Обсуждение вопроса с
учащимися. (Земля
заполнится мусором,
не будет
кисломолочных
продуктов, не сможем
квасить капусту и т.
д.)
II
Изучение нового
материала:
-Запишите в тетради
число и тему урока.
1). Используя
собственные знания,
сообщения товарищей
и текст учебника,
заполните
таблицу:(Приложение).Обучающиеся
заранее готовят
сообщения по каждой
группе бактерий.
Значение бактерий и
цианобактерий.
Представитель |
Роль в
природе |
Положительная
роль в жизни
человека |
Отрицательная
роль в жизни
человека |
П/Ц.
Настоящие
бактерии: |
|
|
|
1.
Разрушители |
|
|
|
2.
Кисломолочные |
|
|
|
3.
Бродильные |
|
|
|
4.
Клубеньковые |
|
|
|
5.
Симбиотические |
|
|
|
6. Хищные |
|
|
|
7.
Болезнетворные |
|
|
|
8. Бациллы |
|
|
|
П/Ц.
Архебактерии: |
|
|
|
1.
Метанобразующие |
|
|
|
2.
Серобактерии |
|
|
|
3.
Нитрифицирующие |
|
|
|
П/Ц.
Оксифотобактерии:
|
|
|
|
1.
Цианобактерии |
|
|
|
Проблемный
вопросы:
- Можно ли обойтись
без бактерий на
планете в течение
одной недели?
- Если бактерии так
важны, то может быть
это самые
высокоорганизованные
организмы? Или всё
же примитивные?
2). Фронтальная
беседа по вопросам:
1.Место обитание
бактерий.
2. Участие в
круговороте веществ.
3. Строение
бактерий.
4. Типы питания
бактерий.
5. Особенности
размножения.
III.
Актуализация знаний:
закрепление.
Подчеркните правильные
ответы:
1 вариант
1. Каково строение тела
бактерий?
- многоклеточное
- одноклеточное
- колониальное
2. Как питаются гнилостные
бактерии?
- паразиты
- сапрофиты
3.Какие способы размножения
характерны для бактерий?
- вегетативный
- половой
- бесполый
4 Какие бактерии выполняют
роль санитаров?
- бактерии уксуснокислого
брожения
- гниения
- железобактерии
- болезнетворные
5. Какие бактерии используют
для жизнедеятельности
энергию неорганических
веществ?
- паразитические
- сапрофитные
- фотосинтезирующие
- хемосинтезирующие
6. Какими организмами
являются бактерии с точки
зрения эволюции?
- примитивные
-
высокоорганизованные
2 вариант
1. Какие органоиды имеются
в клетках бактерий?
- ядро
- цитоплазма
- пластиды
- митохондрии
– рибосомы
2 Какие бактерии являются
автотрофными?
- бактерии молочнокислого
брожения
- болезнетворные
- серобактерии
3 . Какое дыхание характерно
для бактерий?
- аэробное
- анаэробное
4. Какие бактерии живут в
симбиозе с бобовыми
растениями?
- бактерии гниения
- серобактерии
- клубеньковые
5. Благодаря чему бактерии
живут в самых
неблагоприятных
(экстремальных) условиях
существования?
- высокая способность к
размножению
- упрощенная организация
структуры белка
- примитивное строение тела
- совершенство организации
6. Какими организмами
являются бактерии с точки
зрения эволюции?
- примитивные
- высокоорганизованные
IV.Домашнее
задание: изучить § 3.1
Приложение
Значение бактерий и цианобактерий.
Представитель |
Роль в природе |
Положительная роль в
жизни человека |
Отрицательная роль в
жизни человека |
П/Ц. Настоящие
бактерии: |
|
Вырабатывают белковый
корм для скота,
антибиотик-
стрептомицин, инсулин,
интерферон, удаление
серы из каменного угля,
извлекают металлы из
руд. |
Повреждают каучук,
керосин, порчу бумаги,
текстильные волокна,
кожу. |
1. Разрушители |
Разрушают опавшие листья
, ветки, трупы животных,
минерализуют
органические остатки |
|
|
2. Кисломолочные |
|
Закваска молока,
капусты, получение
спирта |
Порча продуктов |
3. Бродильные |
|
Получение уксусной
кислоты, лимонной
кислоты, молочной
кислоты, силоса |
Порча продуктов |
4. Клубеньковые |
Усваивают азот из
воздуха |
|
|
5. Симбиотические |
В органах пищеварения
животных помогают
усваивать пищу
|
В органах пищеварения
человека помогают
усваивать пищу |
|
6. Хищные |
Поедают других бактерий |
|
|
7. Болезнетворные |
Ожог коры яблонь |
Вызывают заболевания:
дизентерию, воспаление
лёгких, туберкулёз,
ангину, аппендицит,
сальмонеллёз,
скарлатину, холеру и др. |
|
8. Бациллы |
В сельском хозяйстве
уничтожение вредителей, |
|
|
П/Ц. Архебактерии: |
|
|
|
1. Метанобразующие |
Из метана образуют
углекислый газ |
Отходы превращают в
метан, в удобрения |
|
2. Серобактерии |
Серу превращают в
кислоту |
|
Коррозия бетона |
3. Нитрифицирующие |
Азот превращают в
кислоту, удобрения. |
|
Вызываю т коррозию
техники |
П/Ц.
Оксифотобактерии:
|
|
|
|
1. Цианобактерии |
«цветение» воды,
образование почвы на
камнях, коре, лаве,
участие в фотосинтезе |
Используют в пищу, на
рисовых полях как
удобрение. |
|
Литература:
-
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
«Многообразие живых
организмов» 7 класс, Дрофа,
2006.
-
Биологический
энциклопедический словарь.
М.Советская энциклопедия,
1989.
-
Б.Г.Богоявленский. Биология.
Москва «Медицина», 1984.
-
А.И.Никишов. Биология в
таблицах, М. «Илекса», 2002.
-
Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор.
Биология. М. «Мир», 1990.
Вернуться назад
|
|
|